Подросток — самый серьёзный и опасный возраст.
Подростковый возраст – самый серьезный и опасный , по мнению психологов, время быстрых перемен. Организм подростка в это время быстро меняется в физиологических, психологических, социальных направлениях. Это можно разделить на три стадии – раннюю, среднюю и позднюю. Трансформация в каждый из этих этапов происходят с разной насыщенностью и в различное время для подростка.
В ранней стадии основными вопросами являются вопросы о независимости и уразумения себя, заинтересованность к собственному телу, повышенное внимание к сверстникам, их ценностям и «новым нормам» поведения. Раннее понимание «себя взрослого» и падение интереса к окружению старших, сравниваются ценности семьи и собственные. В этом возрасте погружен в себя, повышается количество конфликтных ситуаций по поводу отношений к учебе, выбору компаний. В этот момент происходит «замена» друзей, меняется речь, помощь родителям ставится на второй план. Начинается период зарождения стремление быть в компании, появляются «герои», подросток, как ему кажется, живет настоящей жизнью, делается эгоцентриком. Он становится более закрытым или конфузливым, иногда от робости и нерешительности в себе появляется некоторая развязность в поведении. Замечается чувство личной неуязвимости, стремление проконтролировать себя, что приводит к поведению, тяготеющему с риском. Чаще всего на ранней стадии подростки страдают от того, что их никто не понимает.
Средний подростковый возраст характеризуется незрелостью соображений и взглядов, импульсивностью при интенсивном желании принять собственное решение, настоять на своем. Большое влияние в этот период имеет референтная группа, где происходит усиление и озабоченность своей физиологической привлекательности для противоположного пола. Взаимосвязь между поступками и их последствиями, начинается осознание именно на этом на уровне.
Поздний подростковый возраст связан с все большим пониманием себя, самоопределением в будущей профессии, подросток вновь способен вслушиваться к мнению не только родителей, строятся долгосрочные и непродолжительные планы на будущее. В этот период во многом автономен и способен действовать самостоятельно.
Начинается момент, когда вопросы, стоящие перед ним, выглядят весьма важными, даже устрашающими. Область обрушившихся проблем включает осознания себя, индивидуализацию, отношения с другими, любовь разрыв с родителями, открытие отрицательного отношения к ним. К позднему этапу характерны сильные колебания эмпирического состояния, нежелание принимать на себя серьезные обязательства, чувство, что окружающие их не понимают и не принимают. Помочь подростку в поздний период взросления, чье эмоциональное развитие и жизненный опыт нетипичны и отношение к обществу нереалистично, кто был травмирован в раннем возрасте и чьи потребности и желания могут быть лишены логики, а по виду выражаются в состоянии психоза. Многих страшит столкновение с жизнью и обществом и они хотели бы, чтобы взрослые, особенно родители, были бы другими.
Обращение за поддержкой к сверстникам это нормальная и универсальная техника адаптации к социуму. Их состояние характеризуется духовной надобностью поддержки и признания, надобностью обессилить зависимость и подсознательную чувственную связь с одним из родителей с тем, чтобы подготовить себя к независимости и зрелой жизни. Чаще всего подростки предпочитают остаться наедине с самим собой, как не сложившаяся личность. Поскольку в учебном заведении подростки оказываются вместе вдали от родителей, объединенные статусом меньшинства, между ними формируются связи повышенной интенсивности. Подросток, который предпочитает компанию взрослых, можно сказать, что он имеет эмоциональные проблемы.
Они склонны к умствованию и монологам или же замыкаются и уходят в молчание. Часто доходят до крайности при выражении, какого — либо чувства, или, наоборот, в попытке избежать духовной борьбы и тревоги, вызванной привязанностью к родителям, выбрасывают свои эмоции в бурной ненависти.
Мы, взрослые, должны верить в доброту и порядочность подростка и уметь положительно реагировать на его поведение. Самая необходимая составляющая в работе с подростком это — такт, так как из-за амбиций и уязвимости подростка к нему требуется осторожный подход. Оставаясь корректным, нельзя забывать о строгости и необходимости решать болезненные вопросы. Подросток бросает вызов обыкновениям и поэтому педагоги и родители, должны уметь находить границы своих потенциалов и компетенции, принимать на себя ответственность. Зная, что иногда подросток не может нести ответственность за свои поступки из-за угнетённости чувством вины, гнева или другими ультимативными эмоциями, необходимо создать у него ощущение свободы и автономии. Помочь сформировать и зафиксировать стратегии нормального поведения и самостоятельно познать ощущение собственной судьбоносности и компетентности, без страха думать о трудностях будущей жизни, является основной целью психологической работы с подростком. Работу следует планировать так, чтобы подросток получал от нее наслаждение, поскольку дети в таком возрасте эгоистичны в своих желаниях и поступках, что и положено на этом уровне.
Автор: Трапезникова М.А.